HomjakTolstjak15
|
|
« Ответ #198 : Февраля 23, 2013, 12:18:10 pm » |
|
Еще о йоге.Многие практикующие пытаются войти в асану как можно глубже,при этом напрягая свое тело.Это неправильно.Вы должны чувствовать себя комфортно в асане как можно дольше.То есть тогда,когда ничего не чувствуешь,а просто ощущаешь себя комфортно в асане.Это и есть правильное выполнение асан. Одним из эффектов йогической практики является устранение функционального разлада психосоматики, и наша Школа в меру сил и возможностей транслирует эту уникальную технологию в социум. Как показывает опыт, разумное культивирование йоги обеспечивает среднестатистическому индивиду высокое качество здоровья и психологическую устойчивость даже при весьма жестких внешних условиях. Если те, кто находится в зоне непрерывного бедствия, именуемого российской реальностью, не заслужили счастья, то они имеют право хотя бы на душевное равновесие. Как известно, йога не является действием в обычном смысле, это умение дозированного пребывания в полном покое. Вот необходимые и достаточные условия для этого: - отсутствие движения тела; - отсутствие произвольного движения мыслей; - отсутствие эмоций; - и - как следствие – преобладание активности парасимпатической нервной системы. При этом частота сердечных сокращений и просвет дыхательных путей становятся меньше, артерии скелетных мышц сужаются, а желудочно-кишечного тракта - расширяются. Это приводит к уменьшению кровотока в скелетных мышцах, и его усилению в пищеварительном тракте и миокарде. Покой физический необходим для покрытия энергозатрат и соблюдения функционального баланса организма, его обеспечивают бытовой отдых и сон. Однако покой ментальный - временное прекращение работы (усилий) ума, общеизвестными средствами недостижим, спиртное, наркотики, клей и безбашенный экстрим – не в счет. Что касается физической нагрузки, то, например, «качалка» не снимает высокое нервное возбуждение, а только усиливает его. Клод Бернар в позапрошлом веке показал, что внутренняя среда организма стремится к равновесию и способна к самокоррекции. Уолтер Кеннон в прошлом ввел понятие относительной устойчивости этой среды, постоянства ее компонентов и назвал эту биологическую функцию гомеостазом. Йога молчания ума, будучи грамотно реализована, создает идеальные условия для формирования гомеостаза высшего, если так можно сказать, качества. Организм - самоорганизующаяся структура открытого типа, состоящая из тысяч регуляторных систем, ментальная деятельность представляет лишь малую часть спектра процессов жизнеобеспечения. Асаны – фиксированные положения (формы) тела. Мизерное их количество имеет реальные исторические корни, а уйма прочих выдумана фальсификаторами йоги XX века. В Сутрах сказано: асана есть неподвижная и удобная поза. Минимизация двигательной активности при выполнении асан тормозит и работу ума, вплоть до полного ее прекращения. Тело – это именно тот инструмент, посредством которого можно начать освоение ментального молчания, иных беспроигрышных вариантов не существует. В йоге классической асаны выполняются так и только так, как позволяет организм. Если занятия групповые, пытаться подражать окружающим бесполезно, у каждого своя уникальная генетика, возраст, состояние здоровья и природный уровень гибкости. Как известно, синоним удобства – комфорт, когда я какое-то время не чувствую тела, забываю о нем, устроившись, например, на диване для чтения, размышлений, прослушивания музыки и так далее. В йоге основной работой становится именно пребывание в каком-либо статичном положении! Иного смысла, кроме простого присутствия в позе – нет. К молчанию ума можно прийти только в неподвижности, ибо, двигаясь, нельзя не осознавать этого процесса. Кроме того, движение активирует моторную кору лобных долей и так называемую премоторную область мозга. Осознанность, как правило, это стандартное бодрствующее сознание, хотя в процессе практики она может превратиться в состояние промежуточное между сном и бодрствованием, когда одновременно присутствует и альфа-ритм, и низкочастотная активность мозга. Комфорт подразумевает полное отсутствие ощущений, по крайней мере, привлекающих внимание. Однако человек является заложником здравого смысла и набора стереотипов, потому многие, даже после знакомства с книгой «Йога – искусство коммуникации» все равно выполняют асаны в привычном ключе, не принимая это соображение всерьез. Новичков озадачивает и раздражает отсутствие привычного старания и сопутствующей ему атрибутики - волевых усилий, разогрева, потения, усталости и ощущений в теле. Человек говорит: - Если я делаю это и ровным счетом ничего не чувствую, то где сама работа и ее результат?! Жизнеобеспечением организма управляет вегетативная автоматика, и если все в порядке ее сложнейшая полезная работа неощутима. Она не выводится на экран сознания пока, повторюсь, субъект функционально здоров и активен в пределах средних значений нагрузки. Ровно то же самое происходит в традиционной йоге! Правильно выполненная поза не та, где ты копируешь кого-то, а когда тело в сознании никак не проявлено! Лишь до тех пор, пока оно о себе не напоминает, та поза, в которой ты находишься, имеет право называться асаной, а то, что ты делаешь – йогой. А неявная полезная работа, которая возникает при удержании формы, резонансно влияет на тело, поскольку имеет размерность, аналогичную параметрам жизнеобеспечения. Как только форма начала напоминать о себе, все равно, в каком месте, полезное время асаны закончено. Дальнейшее удержание ее ведет к нарастанию ощущений и проясняет сознание, затем наступает фаза травматизации. Отсутствие произвольного давления на форму, желания ее улучшить, согнуться сильнее, сделать правильно и т.д., то есть недеяние в позе отвечает главному требованию ахимсы: любое насилие по отношению к собственному телу запрещено! Не говоря уже о травмах, являющихся результатом стараний выполнить асану лучше и правильней. Лучше чего? Правильней по сравнению с кем? С человеком на фотографии, на экране, либо непосредственно перед тобой, который гнется, как резиновый? Но это другой человек, с другим телом. А у тебя свое, которое сегодня сгибается вот так и не больше, и как бы ты ни старался согнуться сильнее, ничего кроме неприятности или боли не получишь. При освоении йоги мы учимся влиять на сознание посредством странного, по обычным меркам, использования тела. Асаны – фиксированные и необычные его формы - никогда не реализуются в повседневности, они ей не свойственны. Но организм крайне чувствителен к незнакомым воздействиям. В процессе занятий от опорно-двигательного аппарата в упомянутые выше зоны коры мозга поступает мощный поток нестандартных импульсов, ведущий к перевозбуждению этих участков (именно для того, чтобы снять его, в конце занятий всегда выполняется Шавасана). Это влечет за собой автоматическое падение тонуса остальной коры, что и является, собственно, ментальной релаксацией - выравниванием ее потенциалов. Суть йоги вовсе не в том, чтобы выполнять позы согласно каким-то правилам, неизвестно кем и для чего выдуманным. Асаны не нужно делать, в них надо просто быть. И все. И только. Ничего от себя, простое рассеянное присутствие. Когда внимание неподвижно остановилось на неподвижном теле, сознание начинает постепенно угасать, сначала в паузах между позами, а затем и в них самих. Стиль жизни Запада - непрерывная и полная вовлеченность индивида во множество различных, параллельно протекающих (да еще и с разной скоростью!) процессов, на Востоке – простое пребывание. Как сделать мутную воду чистой? Оставить, не трогать ее, и она отстоится. Иных вариантов в отношении сознания не существует. Величайшее достижение йоги - открытие фундаментальной важности дозированного молчания ума и способа прийти к нему. Работа сенсорной системы человека основана на событиях, которые называются изменениями. Функция зрения, например, реализуется благодаря тому, что глазные яблоки непрерывно дрожат с частотой от восьмидесяти до ста двадцати герц. Следовательно, тело не должно мешать успокоению ума как своим движением, так и ощущениями от формы. В асанах оно должно быть столь же статично и неощутимо, как и в Шавасане. Или можно сказать так: Шавасана должна сохраняться на протяжении всего занятия, какие бы позы мы сегодня ни выполняли. Это в идеале. Конечно, практика такого качества – с максимальным КПД - у тех, кто начинает осваивать йогу, формируется лишь лет через несколько. В живом человеке ритмично сокращается сердце, непрерывен, хотя и дискретен процесс дыхания, но, если тело в покое то, чтобы эти физиологические движения осознались, на них приходится обратить внимание. Сами по себе они в восприятие не проникают, оставаясь под его порогом. Если сознательно сконцентрировать внимание на каком-то участке организма, то почти наверняка ощущения там появятся. Особенно это свойственно невротикам, причем возможны два варианта: - развивается гиперчувствительность, и отдельные процессы организма забивают сознание так, что человек перестает адекватно воспринимать раздражители извне, он тонет в потоке странных ощущений изнутри; - тело исчезает из восприятия, поскольку субъект полностью зацикливается на бедах и опасностях окружающего. Один из новичков, явный невротик, выполняя Пашимоттанасану, сказал: - Не могу согнуться – больно… На вопрос: - Где больно? – ответил: - Не знаю… Везде. Кроме того, у невротиков и людей, находящихся на грани срыва адаптации ментальный поток нередко выходит из-под контроля и становится самодовлеющим. При этом внешний мир и его события осознаются слабо и неточно. Требование отсутствия ощущений в практике асан, обоснованное в работе «Йога – искусство коммуникации», каждый новичок понимает по-своему. Отсюда периодические бессмысленные разборки на форуме сайта Школы, особенно популярные среди чайников. Итак, смягчая подход, уточним: ощущения считаются допустимыми в тех случаях, когда: - не проникают в сознание сами по себе, без направления внимания на тело или рабочую зону асаны; - исчезают в прежнем месте, когда луч внимания переводится на место другое, а в этом другом появляются; - по каким-то причинам (например – при заболеваниях опорно-двигательного аппарата) ощущения или даже боль присутствуют постоянно и являются для данного субъекта привычными, тогда признаком выхода из позы будет все, выходящее за его рамки; - их величина («размер») не мешает сознанию «отстегиваться», «отпадать», расплываться; Если сознание почти угасло, а затем начинает вдруг проясняться, значит, предощущение вышло из-под порога восприятия, и хотя оно еще не осозналось, полезное время выдержки позы исчерпано; Вот необходимые условия избегания ощущений: - безупречное функционирование организма; - полная мышечная релаксация; - оптимальная (не вызывающая ощущений) скорость входа в позы и выхода из них; - полный покой (неподвижность) в асанах; - отсутствие эмоций при удержании внимания на теле или его процессах (например, на дыхании); - расфокусировка внимания, рассеивание его в теле; - следовательно – отсутствие движения его луча; - оптимальная температура воздуха (23 – 25 градусов); - отсутствие его ощутимого движения; - отсутствие заметных мышечных усилий (напряжения); - оптимальное время выдержки формы. Энергия индивида в бодрствующем состоянии тратится по следующим магистральным направлениям: - поддержание жизнедеятельности; - обеспечение двигательной активности - мышечная работа и сопутствующая ей нервная поддержка; - ментальная активность – работа ума; - эмоциональные затраты. Сначала индивид учится контактировать со своим телом в практике асан, ознакомление же с особенностями своего сознания происходит исключительно в паузах между позами, в Шавасане. Чтобы выйти из навязчивого потока мыслей, надо установить внимание в теле, там, где оно держится более или менее устойчиво. До полного освоения ментальной релаксации нежелательна привязка внимания к дыхательному процессу, кроме того, категорически запрещается наблюдать за работой сердца, это чревато очень большими неприятностями. Триггерные точки, запускающие снижение ментальной активности, сугубо индивидуальны и на больших выборках группируются примерно так: - ощущение давления и тяжести в коже переносицы сразу доступно примерно 30% занимающихся; - тепло в коже ладоней возникает более или менее свободно у 40%; - расслабление глаз – 20%; - наблюдение за дыханием – 5%; - разное или необычное – 5%. Будучи зафиксированным на чем-то, внимание постоянно норовит ускользнуть , и мы снова непроизвольно втягиваемся в раздумья. Как только это осознано, надо вернуть внимание назад в тело, в место «зацепа». И так раз за разом, подобно тому, как ребенок учится ходить. В начале освоения йоги такой нудный ход событий неотвратим. Затем внимание срывается с точки привязки все реже, а потом уже и залипает на ней. После этого ученик постепенно осознает – и в асанах, и в промежутках между ними – что он больше не думает, что поток собственных размышлений иссяк. Осталось только непрерывное восприятие тела и его неосязаемое перетекание из позы в позу. И тогда становится понятно, что какая-то часть мыслей все равно осталась и вертится в сознании, но они автономны и не управляются субъектом, он просто наблюдает их, отстраненно и безучастно. Согласно основным типам ведущей репрезентации процесс мышления происходит: - преимущественно «картинками» - у так называемых «визуалов» (примерно 20% от общей массы людей); - в виде «болтовни» - монологи и диалоги своим либо чужим голосом; - смесью «картинок» и «болтовни»; - мыслями ниоткуда и неясно, в какой форме, но логически и абстрактно - у кинестетиков и дигиталов. Пустота перед внутренним взором характерна только для кинестетиков, они, действительно, не видят ничего особенного кроме фосфенов – вспышек света, мерцания либо полного мрака. Если я визуал, то после того, как сознание прекратило целенаправленную и управляемую работу, в поле зрения останется все тот же, хотя и померкший, поток «картинок» (образов). Но я в нем уже не участвую, я остаюсь на обочине, а пикник, почти превратившийся в сон, проходит мимо! Аудиалы все так же слышат диалоги или монологи, но как бы со стороны, смысл болтовни теряется. Часто видеоряд перемешан с говорильней, затем приходит стадия хаоса и все затуманивается. Иногда встречается ментальное раздвоение, например, в одной части сознания субъект практикует йогу, а в другой – с кем-то общается, участвует в каких-то событиях. Что делать с этой шизофренией? Да ничего. Раз за разом неумолимо возвращаться вниманием в тело, как того требует технология. Постепенно не относящаяся к практике часть ментального потока выцветает и свертывается. Паузы, в которых, собственно, и возникает молчание ума, конечно же, не обязательны после каждой выполненной позы. Подобный подход оправдан лишь в том случае, когда человек очень слаб физически или серьезно болен. Но бывает и по-другому, работал я однажды с парнем из Киева, лет сорока, большим и физически весьма развитым. Набор его проблем выглядел так: хаотичные скачки давления, панические атаки, бессонница, головные боли, невозможность сосредоточиться. Что неудивительно после нескольких осколочных ранений, черепно-мозговой травмы, двух тяжелых контузий, малярии, тифа и чего-то еще по мелочи, я уж не помню, полученных во время резни в Анголе. Ну и потом годы в бизнесе – ни дня, ни ночи. Сначала он старался в асанах отчаянно, но мои внушения и Нидра подействовали на удивление быстро. И тогда возникла противофаза – занимаясь дома, он успевал сделать лишь несколько асан, отключаясь минут на пятнадцать после каждой. Что, в общем, было для него намного важнее воздействия чисто физического. Впоследствии, когда качество расслабления улучшилось, паузы эти усохли до двух минут, но парень неизменно падал в Шавасану после каждой позы, такой вот выработался у него стиль практики. Уменьшение времени пауз, потребного для перевода сознания на холостой ход, происходит постепенно у каждого занимающегося. Если это позы «стоячие», то следует между правым и левым вариантом, например, Триконасаны либо сесть, либо постоять с закрытыми глазами. Учитывая, что время отдыха должно быть не меньше времени фиксации самой позы. Длинная пауза следует либо после пары выполненных вправо-влево асан, либо после двух, четырех, шести, словом – после какого-то их блока. Итак, после того, как новичок разобрался с телом, акцент практики смещается на перерывы между позами и те изменения сознания, которые в них происходят. А если изменений нет, это не йога, а сильно замороченная физкультура. (В.Бойко)
|