Новости: Добро пожаловать на форум посвященный проблеме вегето-сосудистой дистонии

Декабря 01, 2024, 02:12:32 am
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь. *






Страниц: [1]   Вниз
  Печать  
Автор

Тема: Экзистенциализм и экзистенциальная психотерапия (Прочитано 14127 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Serg-023
Гость
« : Мая 23, 2010, 18:38:13 pm »

Экзистенциализм
         Экзистенциализм (фр. existentialisme от лат. exsistentia - существование), философия существования - психолого-философское течение, рассматривающее индивида, его «я», переживаемый личный опыт, и уникальность всего этого как базис для понимания природы существования челoвека. Философия экзистенциализма, изучает отраженную в психике веру челoвека в свободу. Большинство направлений психотерапии, основываются на философии экзистенциализма, принимая последствия действий индивида и признавая ответственность, сопровождающую его выбор. Психологи - экзистенциалисты изучают субъективный мир челoвека, со всем присущем конкретному индивиду особенностями. Данная философия позволяет получать основания изучать людей в качестве уникальных субъектов в безразличной и часто неоднозначной вселенной.

            Представители в философии и психологии

           Среди основоположников экзистенциализма можно назвать таких видных философов, психологов и психотерапевтов как: Н. А. Бердяев, Л. Шестов, К. Ясперс, М. Хайдеггер, М. Бубер, А. Камю, Ж. П. Сартр, М. Мерло-Понти, Г. Марсель, С. де Бовуар, Кастелли, Н. Аббаньяно, Э. Пачи, Х. Ортега-и-Гасет, У. Лоури, У. Баррет, Дж. Эдди.

           К экзистенциализму близки религиозно-философские направления: французский персонализм: Э. Мунье, М. Недонсель, Ж. Лакруа; в немецком протестантизме диалектическая теология: К. Барт, П. Тиллих, Р. Бультман. Своими предшественниками экзистенциалисты считают: Б. Паскаля, С. Кьеркегора, М. де Унамуно, Ф. М. Достоевского, Ф. Ницше. На экзистенциализм оказали влияние философия жизни и феноменология Э. Гуссерля.


           Основы филосовского учения экзистенциализма

          Экзистенциализм как философская теория познает бытие как некую непосредственную нерасчлененную целостность субъекта и объекта, что противоречит традициям рационализма, трактующего опосредование как основной принцип мышления. Переживание челoвеком окружающего мира выделяется в качестве истинного бытия, толкуемое как непосредственное челoвеческое существование, или экзистенция (непознаваема ни научными методами). Описание структуры экзистенции Хайдеггером, Сартром, Мерло-Понти и другими выделило в качестве структуры сознания его направленность на другое - интенциональность.
          Экзистенциализм как философская теория познает бытие как некую непосредственную нерасчлененную целостность субъекта и объекта, что противоречит традициям рационализма, трактующего опосредование как основной принцип мышления. Переживание челoвеком окружающего мира выделяется в качестве истинного бытия, толкуемое как непосредственное челoвеческое существование, или экзистенция (непознаваема ни научными методами). Описание структуры экзистенции Хайдеггером, Сартром, Мерло-Понти и другими выделило в качестве структуры сознания его направленность на другое - интенциональность.

           Экзистенция имеет важно свойство, она «открыта», направлена на другое. И именно это другое и становится ее центром притяжения. Хайдеггер и Сартр отмечают, что, экзистенция это бытие, устремленное к ничто и сознающее свою конечность. Хайдеггера отмечает, что выявление структуры экзистенции сводится к описанию ряда модусов челoвеческого существования. Среди них называются и каждодневные заботы, и страхи, а также решимость челoвека сделать поступок и совесть и др., все они определяются через смерть. Философы - экзистенциалисты (а вслед за ними психологи и психотерапевты) описывают различные способы соприкосновения с ничто, движения к нему, убегания от него и т. д. Поэтому именно в «пограничной ситуации», как ее определяет психолог и психотерапевт К.Ясперс, в моменты глубочайших потрясений, челoвек прозревает экзистенцию как суть своего существования. И обретения такого прозрения, которое санкционируется психологом, помогает справиться с критической ситуацией (например, глубокого горя и потери).

         Устанавливая экзистенцию через понятие конечности, философы экзистенциалисты определяют последнюю как временность, точкой отсчета которой является смерть. В отличие от физического времени - чистого количества, бесконечного ряда протекающих моментов, экзистенциальное время качественно, конечно и неповторимо. Психологи Хайдеггер и Ясперс сравнивают его с судьбой, а также с тем, что составляет существо экзистенции: рождение, любовь, раскаяние, смерть и т. д. Экзистенциалисты концентрируются на значимости будущего, рассматривая его в связи с такими экзистенциалистическими формами, как «решимость», «проект», «надежда». Время утверждается через личностно-исторический характер, что определяет его связь с челoвеческой деятельностью, исканием, напряжением, ожиданием. Категория историчности челoвеческого существования выражается, в том, что оно всегда находит себя в определенной ситуации, в которую оно «заброшено» и с которой вынуждено считаться. Экзистенция обладает свойством ситуационного характера, что определяет принадлежностью к определенному народу, социальной группе, наличие у челoвека тех или иных биологических, психологических образований и качеств. Итак, временность, историчность и ситуационность экзистенции - модусы ее конечности.
Экзистенциализм является не только попыткой познать и сформулировать различные состояния человека, он не предлагает законченную философскую систему, готовые ответы, рецепты жизни, а скорее приглашает к процессу динамического исследования движущих сил в жизни клиента.

         Экзистенциализм вбирает в себя религиозные традиции, но отделен от религиозных верований и церквей. Экзистенциализм утверждает то, что мы сознательно видим впереди нас, то и является той реальностью, которая с нами. Вот почему экзистенциализм делает ударение на «здесь и сейчас» - каждодневное существование. Эта философия отражает духовные предположения (предпочтения) различного рода. Знать, что нет конечной правды - это то, что оставляет нам лишь встречу с другим в каждом моменте нашего бытия. Экзистенциализм с этой точки зрения оказывается в непосредственной близости к Восточным и Западным традициям мистицизма.

           Экзистенциальная психотерапия

         Экзистенциальная психотерапия является формой динамической психотерапии. Термин «динамический» часто используется в сфере психического здоровья, - в которой, собственно говоря, речь идет о «психодинамике», - и без прояснения смысла динамической психотерапии фундаментальный компонент экзистенциального подхода останется непонятным. Слово «динамический» имеет как общее, так и техническое значение. В общем смысле понятие «динамический» (происходящее от греческого dunasthi «иметь силу и власть») указывает на энергию или движение: «динамичный» футболист или политик, «динамо», «динамит».

           Динамическая модель психики является наиболее значительным вкладом в психологию Фрейда в представление о человеке. Эта модель, согласно которой в индивидууме присутствуют конфликтующие силы, и мысли, эмоции, поведение - как адаптивные, так и психопатологические, представляющие собой результат их взаимодействия. Силы существуют на различных уровнях осознания и бессознательного, отследить динамику, которых невозможно.

          Таким образом, психодинамика, используемая психологом в своей работе, включает различные действующие в человеке осознаваемые и неосознаваемые силы, мотивы и страхи. Экзистенциальная психотерапия базируется на радикально ином представлении о том, каковы конкретные силы, мотивы и страхи, взаимодействующие в индивидууме. Так в 1963 г. президент ассоциации экзистенциальной психотерапии Джеймс Бьюдженталь выдвинул пять основополагающих постулатов:

            1. Человек как целостное существо превосходит сумму своих составляющих (иначе говоря, человек не может быть объяснен в результате научного изучения его частичных функций).

            2. Человеческое бытие развертывается в контексте человеческих отношений (иначе говоря, человек не может быть объяснен своими частичными функциями, в которых не принимается в расчет межличностный опыт).

           3. Человек сознает себя (и не может быть понят психологией, не учитывающей его непрерывное, многоуровневое самосознавание).

            4. Человек имеет выбор (человек не является пассивным наблюдателем процесса своего существования: он творит свой собственный опыт).

           5. Человек интенциален - человек обращен в будущее; в его жизни есть цель, ценности и смысл.

         Экзистенциальный (гуманистический) подход в психотерапии предлагает возможность встретиться с подавленной частью: эмоциями, чувствами, странностью, которая лежит под ощущением «быть собой», силы судьбы в жизни клиента, которые так мало или совсем не имеют ничего внешней формой человека. Экзистенциальная психотерапия дает возможность человеку обрести самого себя, а психолог - тот человек, который является представителем этой надежды,
           Итак, экзистенциализм - это философская и терапевтическая позиция, которая направлена, прежде всего, на опыт и отношения (в меньшей степени сухая и законченная теория). Это происходит, через исследование своей субъективности, так человек открывает истинное существование. Это открытие придёт как пробуждение и сюрприз, как осознание конкретной материальности собственной жизни и собственных выборов, и данные процесс поддерживается и развивается психотерапевтом.
Записан
Serg-023
Гость
« Ответ #1 : Мая 23, 2010, 18:39:17 pm »

Ну а далее - мнения.
P.S. Статья с одного из сайтов, ссылку наверное уже не дам...
Записан
mrzilka
Новичок
**

Репутация 3
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 14




« Ответ #2 : Марта 16, 2011, 13:48:47 pm »

Хорошо бы добавить ещё фамилии:
Л.Бинсвангер, В.Франкл, Р.Мей, И.Ялом
а чтобы было интересно, стоит почитать очень хороший книжки
 Ялома - "Лечение от любви" ("палач любви"), , "Лжец на кушетке", "Шопенгауер как предчувствие" и пр.
и Бьюдженталя - "искусство быть живым"
они вполне художественны и могут быть интересны широкому кругу читателей
Записан
Serg-023
Гость
« Ответ #3 : Марта 16, 2011, 14:19:12 pm »

Хорошо бы добавить ещё фамилии:
Л.Бинсвангер, В.Франкл, Р.Мей, И.Ялом
а чтобы было интересно, стоит почитать очень хороший книжки
 Ялома - "Лечение от любви" ("палач любви"), , "Лжец на кушетке", "Шопенгауер как предчувствие" и пр.
и Бьюдженталя - "искусство быть живым"
они вполне художественны и могут быть интересны широкому кругу читателей
+1.
Кстати странно, почему форумчан не интересует данное направление и вообще эта тема.
На сколько я могу судить, в большинстве своем имеют место как раз экзистенциальные проблемы.
Страх смерти - один из самых распространенных страхов на форуме.
Записан
Страниц: [1]   Вверх
  Печать  



 
Перейти в:  


Страница сгенерирована за 0.208 секунд. Запросов: 25.
Интересное о лекартвенных препаратах при ВСД


Rambler's Top100


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257